ДОСТИЖЕНИЯ.

Несмотря на многочисленные перемещения различных народов и племен культура Восточного Средиземноморья отличается отчётливо выраженной преемственностью и определенным внутренним единством. Частично это объясняется этнической близостью народов, то и дело вторгавшихся на территорию региона, но в основном связано с тем, что скотоводческие племена, проникавшие на территорию оседлых оазисов и смешивающиеся с местным населением, в конечном итоге воспринимали нормы, обычаи и эталоны господствующей здесь культуры. Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии, народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир.

Уже керамика V—IV тысячелетий до н. э. испытывает сильное воздействие образцов из Месопотамии. По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера. Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры.

В поздней Иудее изобразительное искусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием пророческого движения и распространением единого культа Яхве иерусалимское жречество уничтожало священные изображения и запрещало изображать людей и животных. Художественное творчество после этого ограничилось орнаментикой и резьбой на печатях.

В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории географических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибралтар в Атлантический океан и обогнувших Африку, были исключительно велики.

Древнейшие памятники обнаружены во время раскопок города Библ и датируются 15 веком до нашей эры. Это именные таблички, на которых отмечены 20 знаков письма, ставшие потом основой финикийского алфавита. Древние греки заимствовали у финикийцев систему письменности с 8 века до нашей эры. Затем греки видоизменили алфавит, гласные финикийцев стали согласными у греков. С 7 века до нашей эры появляется латинский алфавит.

Особенностью финикийского общества является раннее развитие торговли. Неизвестные купцы совершили открытие, которое принесло пользу всему государству.

Нередко объектом почитания были горы, а также могучие деревья. В финикийских храмах, к удивлению греков и римлян, часто вместо статуй божеств, стояли камни геометрической формы в виде куба, шара или конуса. Лишь постепенно, да и то не всюду, они заменялись зооморфными или антропоморфными изображениями. В условиях сильного дробления страны не могли возникнуть сложные пантеоны из богов нескольких поколений с установлением божественной иерархии, как это было в Египте и Двуречье. В каждом городе почитался местный бог-покровитель, называвшийся обычно просто Баал (владыка) или Эл (бог), а иногда Мелек («царь», вариант — Молох), а в Тире — Мелькарт («царь города»). Чаще всего эти боги считались солнечными. Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица), но чаще носила конкретное имя Астарта, что соответствовало ассиро-вавилонской Иштар, но в отличие от последней хана-анейская богиня сияла на небе в виде луны, а не планеты Венеры.



Древнееврейская религия на первых порах почти не отличалась от ханаанейской — то же поклонение скалам и деревьям, то же почитание изображений богов из камня, меди или серебра. Главным общеплеменным богом израильтян и иудеев считался Яхве, владыка грома и молнии, посылающий на землю благодатный дождь. Однако существование богов других народов не отрицалось. Им не полагалось поклоняться как чужим, но на практике этот запрет не соблюдался.

Древнееврейское общество выработало новую религиозную концепцию, которая получила название «монотеизм». Евреи были первыми, кто самостоятельно перешел к монотеизму. Его принятие у иудеев происходило постепенно в период с 11 по 6 века до нашей эры, пока в еврейской традиции не установилась заповедь о единобожии.

От художественной литературы финикийцев сохранилась лишь незначительная ее часть. Только в недавнее время были обнаружены эпические произведения II тысячелетия до н. э. Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Включение разнородных и разновременных произведений в религиозный свод отнюдь не означает, что все они имеют культовый характер. Истоком многих из них было устное народное творчество. Некоторые мифы являются общим достоянием нескольких народов древнего Ближнего Востока, прослеживаются в Библии вавилонские и египетские влияния. Миф о сотворении Евы из ребра Адама находит параллели в шумерских текстах, повествование о Ноевом ковчеге близко вавилонскому мифу о потопе, сохранившемуся в «Эпосе о Гильгамеше».

Миф сплетается с военным эпосом в рассказе о богатыре Самсоне, сражавшемся с филистимлянами и погубленном коварной красавицей Далилой. В качестве эпического героя, победившего в единоборстве богатыря Голиафа, предстает и царь Давид. История жизни и подвигов Давида в «Книгах Царств» местами приобретает характер почти авантюрного романа. Его младший сын Соломон, хитрой интригой захвативший престол отца, прославлен Библией за благочестие и мудрость.


0006614677992343.html
0006710104363492.html

0006614677992343.html
0006710104363492.html
    PR.RU™