Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки  

Зарождение и основные этапы становления и развития политической науки

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

1) первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

2) второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития.

3) третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469– 1527). Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни. Н. Макиавелли фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Ныне политическая наука, или просто политология, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук.

С 1949 г. действует Международная ассоциация политической науки (МАПН), созданная по инициативе Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ставящая своей целью содействие развитию политических исследований.


5. Политика, её возникновение, субъекты, функции, свойства, пределы, элементы, виды и уровни

«polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления.

Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

4 подхода:

1 Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.

2 Отождествление политики с другими политическими явлениями, такими как власть, господство и государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства.



3 Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира.

4 Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей. Возникновение политики вызвано расслоением общества, появлением социального неравенства, столкновением интересов различных социальных групп, возникновением государства.

На первых этапах развития человечества не существовало никакой дифференциации, кроме семейно-родственной. Не существовало и противопоставления интересов, поскольку господствовал общий интерес – физическое выживание. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества. В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности направленной на объект политики. К субъектам политики относятся:

индивиды (рядовые или политические лидеры);

социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации;

политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств.



Можно выделить:

• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;

• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

• стихийное или неосознанное участие;

• проявления политической апатии, неучастие в политике.

Функции политики:

Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.

Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.

Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина. Обеспечение инновационности, политика способна создавать новые формы социальной организации.

Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

Свойства политики:

Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества.

Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса.

Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения.

Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Элементы политики:

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы;

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п.

Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п .

Виды политики:

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное)средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия.

Так же различают ГЕОПОЛИТИКУ и ЭКОПОЛИТИКУ.



0007148865595395.html
0007230577386557.html

0007148865595395.html
0007230577386557.html
    PR.RU™